Не обязательно самостоятельно разрабатывать проект пиццерии. Можно купить франшизу и избежать множества ошибок, грозящих новому бизнесу. В данной статье описываются правовые аспекты франчайзинговой деятельности в России на примере компании "Пицца Хат".
Широко распространенный в странах с развитой экономикой франчайзинг (коммерческая концессия) в российском законодательстве урегулирован договором коммерческой концессии. Гражданский кодекс РФ определяет такой договор как соглашение, по которому одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) за вознаграждение право пользования комплексом исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК РФ). К исключительным правам закон относит права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемую коммерческую информацию и т. д. Наряду с исключительными правами, по договору могут передать деловую репутацию и коммерческий опыт правообладателя.
К примеру, компания "Пицца Норд" выступает в качестве петербургского пользователя (франчайзи) компании "Пицца Хат" и использует товарный знак, деловую репутацию, коммерческий опыт и технологии правообладателя (франчайзера). Основная цель коммерческой концессии (франчайзинга) - это "тиражирование бизнеса", т.е. использование наименования, товарного знака, технологий известной на рынке компании посредством заключения с ней договора.
Для небольших компаний (пользователя, франчайзи) выгода от договора коммерческой концессии совершенно очевидна, поскольку за определенное вознаграждение они получают право продвигать товары уже известной компании, при этом значительно экономя средства на рекламу. В свою очередь, правообладатель (франчайзер) обеспечивает себе возможность продавать пользователю товары на новой территории, улучшает свой сбыт и получает дополнительные прибыли.
Договор коммерческой концессии заключается в простой письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрация производится органом, осуществляющим регистрацию юридического лица или предпринимателя, выступающего в качестве правообладателя. Если правообладателем по договору является иностранная компания или предприниматель, то договор регистрируется органом, в котором зарегистрирован пользователь.
Необходимость государственной регистрации продиктована тем, что по договору коммерческой концессии передается право на товарный знак, фирменное наименование, при помощи которых происходит индивидуализация компании или продаваемых товаров. Именно регистрация договора обеспечивает охрану прав правообладателя на объекты исключительных прав, составляющих предмет договора.
Вместе с тем отсутствие регистрации договора не влияет на его юридическую силу, а значит, и на отношения между правообладателем и пользователем (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Регистрация договора имеет значение только в отношениях с третьими лицами. Например, пользователь по зарегистрированному договору вправе требовать прекращения деятельности другого пользователя и возмещения причиненных убытков в случае, если последний не зарегистрировал свой договор в установленном законом порядке. В зависимости от содержания договора коммерческой концессии, стороны приобретают комплекс прав и обязанностей. Так, пользователь обязуется использовать полученные от правообладателя исключительные права в определенном объеме и точном соответствии с условиями договора, соблюдать качество изготовления товара.
К примеру, правообладатель "Пицца Хат" диктует петербургскому пользователю требования в отношении технологии изготовления пиццы и меню. На пользователя, как правило, возлагается обязанность по информированию покупателей об использовании фирменного наименования правообладателя, его товарного знака и иных средств индивидуализации. Безусловной обязанностью пользователя является соблюдение конфиденциальности в отношении той информации, которая передается ему по договору коммерческой концессии.
Выплата вознаграждения является существенным условием договора коммерческой концессии и составляет неотъемлемую обязанность пользователя. Выбор конкретной формы выплаты вознаграждения зависит от вида коммерческой деятельности пользователя, степени доверия сторон договора, других факторов. Поэтому вознаграждение может выплачиваться в виде периодических платежей, отчислений от выручки, наценок на оптовую цену товара. В свою очередь, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан не только передать исключительные права, но и предоставить пользователю техническую и коммерческую документацию, проинструктировать пользователя по вопросам использования технологии (или даже провести тренинги работников), передать необходимые лицензии и иные документы (например, свидетельство о регистрации передачи прав на товарный знак). В настоящее время, несмотря на правовое регулирование договора коммерческой концессии, он не получил в достаточной мере широкого распространения. Основными причинами этого являются новизна данного вида бизнеса в России и осторожность зарубежных компаний в отношениях с российскими партнерами. Несмотря на это, договоры коммерческой концессии уже не один год работают на российской рынке.
Они заключаются иностранными франчайзерами с отечественными компаниями ("Пицца Хат", Baskin&Robbins;), а также российскими франчайзерами, передающими исключительные права другим отечественным компаниям.
Источник: Деловой Петербург, 27.12.01